Почему вся продаваемая рыба является незаконной?

20.12.2010 974 Информация
В 2010 году рыболовная отрасль в целом по России оказалась одной из немногих, в которых был зафиксирован рост. В большей степени это вызвано принятыми в 2008 году на высшем уровне решениями, направленными на развитие рыбохозяйственного комплекса в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В закон о рыболовстве был заложен принцип закрепления квот добычи рыбы за теми рыбодобывающими организациями и частными предпринимателями, которые могут эффективно использовать предоставленные возможности. И, самое главное, очень правильным с точки зрения целесообразности оказалось решение о закреплении рыбопромысловых участков за активными пользователями на срок до 10 лет.

В Западно-Каспийском территориальном управлении Росрыболовства этот принцип также реализован в закреплении на конкурсной основе конкретных рыбопромысловых участков за определенными рыбодобывающими организациями и частными предпринимателями. Соответственно, в данном случае неслучайным оказывается вопрос об эффективности использования данных участков и освоении выделенных квот на добычу рыбы.

В связи с этим, в Махачкале по инициативе Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства состоялось совместное совещание на тему о складывающейся в республике в 2010 году ситуации с освоением квот вылова, с участием представителей контрольно-надзорных органов и органов исполнительной власти в лице Пограничного управления ФСБ РФ по Республике Дагестан, МВД РД, Минсельхоза республики и руководителей рыбодобывающих предприятий.

Открывая совещание, заместитель руководителя Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства Магомед Юсупов сказал, что необходимость данного мероприятия была вызвана проблемой недоосвоения некоторыми рыбодобывающими предприятиями и организациями выделенных квот, и подчеркнул, что целью встречи является анализ ситуации и установление причин сложившегося положения. При этом свою обеспокоенность создавшейся ситуацией М. Юсупов подкрепил констатацией факта неконтролируемой массовой продажи рыбы на всевозможных рынках в прибрежных городах и районах республики при плохих официальных показателях вылова рыбы законными рыбодобывающими предприятиями. Подобное явление свидетельствует о процветании браконьерства и снижении активности законного промысла, с чем он, как представитель территориального управления Росрыболовства, никак мириться не может. У каждого из контрольно-надзорных органов, в том числе и у Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовства, по словам М. Юсупова, есть законные средства и ресурсы, чтобы приостановить незаконную ловлю рыбы. Однако для этого необходимо объединиться в борьбе с браконьерами и создать такие условия, чтобы рыбаки предпочитали быть законопослушными гражданами, находящимися под защитой государства. Вместе с тем, очевидно также, что наличие 72 законных рыбодобывающих предприятий с их слабой материальной базой и небольшими долями квот вылова каждого в отдельности, не позволяют решать проблемы ни отрасли в целом, ни самих рыбаков. Отсюда вытекает вывод о целесообразностии объединения мелких предприятий в более крупные с соответствующим повышением и выделенных квот.

В подтверждение этих слов начальник Отдела организации и регулирования рыболовства Западно-Каспийского территориального управления Олег Погуляйченко сообщил, что по данным на декабрь 2010 года освоение квот рыбодобывающими предприятиями, работающими в Каспийском море, составляет в среднем всего 26,5%. Ряд предприятий, имеющих в своем распоряжении и согласно выигранному конкурсу, рыбопромысловые участки, закрепленные за ними на срок до 10 лет, не только имеют нулевые показатели освоения квот, но даже и вовсе не приступали к рыбодобыче.

Присутствовавшие на совещании руководители рыбодобывающих предприятий различных форм собственности основными причинами плачевных показателей освоения квот назвали несовершенство законодательства в области рыболовства, обилие контрольно- надзорных структур при отсутствии совместных координирующих действий, нечестных сотрудников государственных органов и другие моменты, не способствующие развитию частного предпринимательства в рыболовстве. Были высказаны и претензии к Пограничному управлению ФСБ России по Дагестану, все усилия которого сосредоточены не на оказании помощи рыбакам в освоении квот, а на противодействии законному вылову рыбы. В подтверждение своих слов один из руководителей рыбаков заметил, что в текущем году все силы и средства у него ушли на судебные тяжбы с пограничниками, наложившими на него непомерный штраф за некоторое несоответствие плавсредств законным требованиям. В то же время те рыбаки, которые не состоят ни в каких законных организациях, и, следовательно, не платят никаких налогов и не имеют никаких обязательств перед государством, подобных проблем не испытывают, а спокойно занимаются браконьерством.

Не обошлось и без взаимного обмена обвинениями между представителями контрольно-надзорных органов в способствовании развитию браконьерства и отсутствии работы именно на своем участке деятельности. Так, например, пограничники заметили, что все негативные явления, не способствующие развитию частного предпринимательства в области рыболовства, плохое освоение квот вылова и развитие браконьерства происходят не на море, а на берегу, и что подобный разговор об этих проблемах случился не в начале рыбопромыслового сезона, а в его конце.

В оправдание сложившейся ситуации с плохим освоением квот вылова рыбы законными рыбаками и обилием рыбы на рынке, что говорит о ее браконьерском следе, было замечено, что многие законы о рыболовстве справедливы для таких регионов, как Сахалин, Камчатка, Мурманская область, где нормы вылова измеряются сотнями и тысячами тонн, и выглядят абсурдными на Каспии.

Тем не менее, ответственность за невыполнение взятых обязательств по вылову рыбы, даже в мизерном объеме, с руководителей рыбодобывающих предприятий не снимается. Было высказано мнение о том, что обязательные нормы вылова надо повысить в 10 раз для того, чтобы реально добытый улов, который, вероятно, характеризуется именно такими цифрами, не шел в обход законного учета на руку браконьерам.

В качестве содействия исправлению создавшейся ситуации с плохим освоением квот на совещании было принято решение о повышении оперативности обмена информацией между контролирующими структурами и рыбодобывающими организациями, как например, составлении списков выходящих из-под крыла государства рыбаков и передаче их пограничникам для контроля и принятия мер воздействия, предусмотренных законодательством.

Что касается воздействия на некоторые рыбодобывающие предприятия, взявших в результате конкурса в пользование рыбопромысловые участки сроком на 10 лет и при этом не осваивающих квоты и попадающих в разряд неэффективных пользователей, было предложено рассмотреть вопрос о расторжении договоров об эксплуатации этих участков в случае их не использования в течение двух лет.

Поделиться:
Комментариев: 0